Почему иллюминаторы в самолетах круглой или овальной формы?

На самом деле так было не всегда - инженеры, конструировавшие самолеты, закладывали в конструкцию и прямоугольные иллюминаторы, примером тому может служить модель самолета de Havilland DH 106 Comet, компании de Havilland:

Как видно иллюминаторы в нем были квадратной формы. Это был первый в мире пассажирский реактивный самолет, который совершил свой первый полет 27 июля 1949 года.

Однако самолет преследовали неудачи - в то время конструкционная прочность металлических конструкций в условиях высоких скоростей была изучена недостаточно и как итог, самолет буквально складывался в воздухе. В течение только одного года потерпели катастрофу три самолета. Тщательное изучение последствий аварии позволило сделать вывод, что корпус самолета разрушался из-за опасных напряжений металла в углах квадратных иллюминаторов:

Списывать самолет не стали, так как в остальном это была очень удачная конструкция, и заменили квадратные иллюминаторы на овальные, и самолет (конечно пережив несколько модернизаций и сотни технических усовершенствований) оставался в строю до 1997 года:

de Havilland DH 106 Comet 4

С тех пор иллюминаторы стали делать скругленной формы, чтобы не вызывать опасных напряжений в металле корпуса самолета.