Как известно, космонавты не идут пешком к космическому кораблю, их привозят на автобусе, который специально подготовлен для этой миссии.

Первого космонавта, 12 апреля 1961 года, к ракете носителю доставил автобус ЛАЗ-695Б. Правда салон автобуса пришлось основательно переделать, так, чтобы в него помещались космонавты в громоздких скафандрах, и могли подключать систему охлаждения скафандра к электрооборудованию автобуса.

Первый автобус доставки космонавтов к ракете-носителю - ЛАЗ-695Б

Первый автобус доставки космонавтов к ракете-носителю - ЛАЗ-695Б

Через некоторое время вместимости автобуса перестало хватать, так как в полет отправляли экипажи из трех человек, и вместе с увеличением количества космонавтов, росло и количество сопровождающих их в полет. 

Конструкторы космический кораблей были настолько уверены в своей технике, что был период (с 1968 до 1971 года), когда космонавтов отправляли в полет без скафандров. Поэтому очередной автобус, а им был ЛАЗ-695Е, не стали переделывать, ограничившись лишь только заменой кресел на более удобные. По внешнему виду автобусы ЛАЗ-695Б и ЛАЗ-695Е можно сказать близнецы, отличие было в количестве вентиляционных люков на крыше, формы арок колес и выхлопных труб у ЛАЗ-695Е было две. Существенные отличия были в "начинке" автобуса - двигателе и трансмиссии.

В 1971-м году, космодром получил в дар от завода ЛАЗ два автобуса ЛАЗ-695М, который отличался от серийного только прожектором, установленным на крыше.

Однако произошедшая авария с экипажем «Союз-11», показала, что отправлять космонавтов в космос без скафандров недопустимо и отныне два автобуса ЛАЗ-965М доставляли космонавтов на стартовую площадку.

 Спецавтобус ЛАЗ-695М с экипажем «Союз-13»

Спецавтобус ЛАЗ-695М с экипажем «Союз-13»

Шло время и вместе с развитием космической техники, развивалась и автомобильная и начиная с 1974 года на космодроме трудился автобус ЛАЗ-699П.

Серийный образец претерпел значительную доработку, достаточно сказать, что автобус был полностью герметичным, чтобы ни одна пылинка, или вирус не смогли проникнуть внутрь и помешать космонавтам выполнить свою миссию. В автобусе был кондиционер, бар, гардероб, радиоприемник, радиостанция, видемагнитофон, переговорное устройство. Около каждого сидения, на котором должны были размещаться космонавты, установили лампы, которые освещали космонавтов, чтобы их фотографии выглядели качественнее.

Также автобус был оснащен регулятором пола и пневматической подвеской. 

Автобус ЛАЗ-699П

Автобус ЛАЗ-699П

Автобус оказался настолько надежным, что использовался на космодроме до 2000-х годов и в конце концов был заменен на ЛАЗ-5255:

ЛАЗ-5255

 ЛАЗ-5255

Поскольку людей, сопровождающих космонавтов, возили уже на отдельном автобусе, то надобность в герметизации ЛАЗ-5255 отпала и он отличался от серийного образца наличием радиостанции, мигалками и громкоговорителями на крыше.

На данный момент наших космонавтов возит немецкая Setra:

MultiClass S 415 UL business

MultiClass S 415 UL business

Что использовали американцы

Первые астронавты передвигались к стартовой площадке на Astronaut Van:

Astronaut Van

 Astronaut Van

Это был переделанный туристический фургон фирмы Airstream, и внутри него было не было никаких приспособлений для поддержание жизнедеятельности астронавтов.

Интерьер Astronaut Van

 Интерьер Astronaut Van

И астронавты несли с собой портативные вентиляторы, чтобы защитить себя от перегрева.

Когда количество астронавтов увеличилось, то Astrovan претерпел изменения, хотя сами астронавты были против, они говорили, что им нравился старый Astrovan, так как это было прикосновение к истории покорения Космоса. Но после выведения Шаттлов из эксплуатации в 2011 году, ни один астронавт не стартовал в Космос с территории США.

Автобусы для космонавтов

Теперь же, когда американцы снова полетят в Космос на своих кораблях, благодаря программе Commercial Crew, доставлять их будут на автобусах Airstream Astrovan II:

Airstream Astrovan II

Вид внутри:

Интерьер Airstream Astrovan II

Интерьер Airstream Astrovan II

Интерьер Airstream Astrovan II

Интерьер Airstream Astrovan II

P.S. По поводу обычая, что наши космонавты облегчаются на колесо автобуса перед стартом, это миф, так как космический скафандр - это сложное устройство, со своей системой жизнеобеспечения, и просто так снять и одеть его перед стартом невозможно. И во всех автобусах, начиная с самого первого ЛАЗ-695Б есть туалет.